Авиационные насосы
Авиационные насосы в основном применяются с целью перекачивания топлива. Зачастую работа происходит при помощи центробежных насосов, но возможно и применение струйных, вихревых или осевых. Помимо топливных насосов, в гражданских самолётах используют устройства, необходимые для жизнеобеспечения (среди них санитарные, для чистой питьевой воды и пр.), термостабилизирующих систем (обеспечивают подогрев или охлаждение), радиоэлектронных устройств (в основном сюда входят радары с электроникой).
Насосы для перекачки топлива располагается в каждом из самолётных баков (таковых может набираться свыше 10 шт.), в количестве минимум одного. Кроме этого такие устройства устанавливают на авиадвигатели. Основные виды насосного оборудования для топлива:
- двигательные, имеющие привод, идущий от авиадвигателя (2-ой ступени);
- баковые (также кессонные или внебаковые) 1-ой ступени (в основном имеют электропривод);
- топливные повышенного давления, которые ставят на авиадвигатель (форсажные, а также регуляторы).
Баковое оборудование используют также для межбаковой перекачки самолётного топлива. К примеру, из наружных баков внутрь расходного либо среди крыльевых, чтобы уравновесить самолёт (балансировочные насосы).
Очень востребованными в наше время стали также аксиально-плунжерные гидравлические устройства, которые применяют и в качестве гидромотора, и в качестве насоса. Вытеснителями в таком механизме служат плунжеры – имеющие цилиндрическую форму длинные поршни.
Среди основных свойств авиационного насосного оборудования можно выделить:
- наличие строгих габаритных и весовых ограничений (и связанная с этим потребность в увеличении частот роторного вращения);
- разнообразие их конструкций, что связано со сложностью конфигурации трубопроводов с баками внутри самолёта;
- конструкция модульного типа, что упрощает процедуру замены;
- потребность в резервировании;
- повышенная рабочая надёжность;
- множество разных систем насосных приводов (моторы, работающие на AC частотой 400 Гц, или на DC 27 и 110 В, пневмоприводы с гидроприводами или привод, работающий от авиадвигателя напрямую);
- работа с использованием жидкостей, имеющих большие объёмы растворённого воздуха (поскольку авиатопливо способно растворять увеличенные объёмы воздуха), а также при сложных условиях кавитации (из-за повышенных вращательных частот и риска повышения топливных температур, в особенности внутри крыльевых баков);
- поскольку топливо очень пожароопасно, нужно обеспечить пожарную безопасность насосов;
- широкий диапазон рабочих режимов.
Авиационные насосы подвергаются повышенным требованиям. В связи с этим при их проектировании нужно принимать нестандартные конструктивные решения, которые помогут решить следующие проблемы:
- связанная с пониженным входным давлением кавитация;
- высокая выходная пульсация давления;
- возникающий во время работы механизма шум.
Плунжерный насос
Насосы, приводимые в действие маршевыми двигателями, являются основными источниками давления гидросистем.
Другим вариантом применения плунжерных насосов является их использование в состав насосных станций.
Центробежные насосы
Эти насосы являются одной из самых распространенных разновидностей динамических гидравлических машин. Они широко применяются: в топливной системе, системах водоснабжения и удаления отходов, в системах охлаждения аппаратуры.
Электроприводные центробежные насосы
Предназначены для перекачки либо подачи топлива, жидких ядохимикатов, воды и других жидкостей, для создания необходимого давления и циркуляции жидкости.
Насосы с электродвигателем постоянного тока
| Наименование изделия | ||||
| Внутрибаковые | ||||
| 422А | 495Б | 495Ф | 1029 | ПНВ-2Б |
| ЭЦН-0.5 | ЭЦН-14А | ЭЦН-14Б | ЭЦН-14БМ | ЭЦН-14М |
| ЭЦН-15 | ЭЦН-45Б | ЭЦН-45С | ЭЦН-75 | ЭЦН-75Б |
| ЭЦН-77А | ЭЦН-91Б | ЭЦН-91С | ЭЦН-93 | ЭЦН-97 |
| ЭЦН-99 | ЭЦН-99М | ЭЦН-311М | ЭЦН-317А | ЭЦН-319 |
| ЭЦН-319А/319М | ЭЦНР-1 | ЭЦНР-1А | ||
| Внебаковые | ||||
| 463 | 463Б | 463М | БЦН | БЦН-1 |
| БЦН-2 | ВН | ПН-45И | ПН-45Я | ПН-45Я2 |
| ПН-45ЯМ | ПЦР-1Ш | ЭЦН-10А | ЭЦН-11А2 | ЭЦН-11А2Ж |
| ЭЦН-19А | ЭЦН-19В | ЭЦН-40 | ЭЦН-104 | ЭЦН-104В |
| ЭЦН-109А | ЭЦН-111Сх | ЭЦН-315А | ЭЦН-Т | ЭЦН-М |
| Магистральные | ||||
| ЭЦН-105 | ЭЦН-105Ж | |||
Насосы с 3-х фазным электродвигателем переменного тока
| Наименование изделия | ||||
| Внутрибаковые | ||||
| 1019 | ЭЦН-85 | ЭЦН-134 | ЭЦН-333М | ЭЦН-335М |
| Герметичные внутрибаковые | ||||
| ЭЦН-321МК | ЭЦН-323 | ЭЦН-325 | ЭЦНГ-5 | ЭЦНГ-5А2 |
| ЭЦНГ-5С62 | ЭЦНГ-5-2 | ЭЦНГ-10 | ЭЦНГ-10С76 | ЭЦНГ-10-2 |
| ЭЦНГ-20С62 | ЭЦНГ-20-2 | ЭЦНГ-40 | ЭЦНГ-40А | ЭЦНГ-40-2 |
| ЭЦНГ-40-2А | ЭЦНГР-5 | ЭЦНГР-5А | ЭЦНГР-5А6 | ЭЦНГР-10 |
| ЭЦНГР-10 | ЭЦНГР-15 | ЭЦНГР-20 | ЭЦНГР-40 | |
| Внебаковые | ||||
| ЭЦН-17 | ЭЦН-17(Сх)М | ЭЦН-87 | ЭЦН-107Сх | ЭЦНФ-1Б |
Предназначены для поддержки заданного давления топлива, для подачи топлива с заданным напором, для питания гидроприводных агрегатов.
| Наименование изделия | ||||
| ЦН-1ДС | ЦН-2ДС | ЦН-9 | ДЦН-13ДТ | ДЦН-15 |
| ДЦН-15С | ДЦН-19Э | ДЦН-44ДТ | ДЦН-44С-Д | ДЦН-44С-ДТ |
| ДЦН-44С-ДТ1 | ДЦН-44С-М | ДЦН-44С-П2 | ДЦН-44С-П3 | ДЦН-44С-П3Т |
| ДЦН-44С-Т | ДЦН-44С-ТВ | ДЦН-44С-ТВТ | ДЦН-44С-2Л | ДЦН-58 |
| ДЦН-58А | ДЦН-64 | ДЦН-64А | ДЦН-70 | ДЦН-70А |
| ДЦН-72 | ДЦН-76 | ДЦН-76А | ДЦН-76М | ДЦН-78 |
| ДЦН-80 | ДЦН-80Т | ДЦН-82 | ДЦН-94 | ДЦН-96 |
| ДЦН-104 | ||||
Прочие насосыПредназначены для подпора, перекачки или подкачки топлива, для ограничения давления в топливной магистрали, для подачи спирта.
Аксиально-плунжерные насосы Предназначены для питания рабочей жидкостью высокого давления систем регулирования изделий, гидросистем. |
||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование изделия | |||||
| С автоматически регулируемой подачей | |||||
| НП-96АМ | НП-96АМ-2 | НП-96М | НП-103А | НП-103-2 | НП-103-5 |
| НП-108 | НП-115М | НП-128 | НП-160Д | ||
| С постоянной подачей | |||||
| НП-94-2 | НП-109А | НП-109-2 | НП-109-3 | КУВД |
КУВД-1 |
| Номер изделия | Наименование изделия | Применение |
| ФН-5К | насос масляный электроприводный | Ан-22, Ту-95МС, Ту-142 |
| ЦН-25 | насос центробежный | Ту-22М, Ту-22М2 |
| ЦН-32 | насос центробежный | Ту-160 |
| АДУ-2С | автомат давления | Ту-142 |
| 1046-ОНД | насос-регулятор | МиГ-25 |
| 4080 | насос флюгерный | Ан-140, Ил-114 |
| АК150МВ | компрессор воздушный | Ми-26 |
| АК150МКВ | компрессор воздушный | Ту-95МС, Ту-142 |
| БПК4А | насос топливный | Ан-2, Ан-3 |
| ДЦН-202 | насос центробежный двигательный | МиГ-31 |
| НД-8(С) | насос-датчик | Ил-62 |
| НП112Д | насос плунжерный | Ту-160 |
| НП25-10 | насос плунжерный | |
| НП25-5(5Л,9) | насос плунжерный | Ил-62М, Ил-18, Ил-38, Ил-38SD |
| НП2ТА(-1,2,3,4) | насос плунжерный | Ан-12 |
| НП34(-1Т,2Т) | насос поршневой | МиГ-21, Су-25 |
| НП43М-1 | насос поршневой | Ту-134 |
| НП72МВ | насос поршневой | Як-42, Ан-72, Ан-74, Ми-28, Ми-28Н |
| НП89Д | насос плунжерный | Ту-154М, Ту-154Б, Ил-76 |
| НП89Д-3 | насос плунжерный | Ил-76, Ил-78, Ту-154М, Ил-476 |
| НП89М | насос плунжерный | Ту-134 |
| НС14Д | станция насосная | Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ил-38SD, Ил-38 |
| НС43-А2 | станция насосная | Ил-76МД, Ил-78, Ил-62М |
| НФ2ТА-1ѕ4 | насос флюгерный | Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ил-18 |
| НШ10Г | насос шестеренчатый | |
| НШ205 | насос шестеренчатый | Ми-17 |
| НШ21 | насос шестеренчатый | |
| НШ2С | насос шестеренчатый | Ми-6, Ми-10 |
| НШ39 | насос шестеренчатый | Ил-14, Ан-8 |
| НШ39М | насос шестеренчатый | Ми-8МТ, Ми-17, Ми-172, Ан-8 |
| НШ40 | насос шестеренчатый | Ил-14 |
| НШ6Г | насос шестеренчатый | |
| ПНР-10-9М | насос электроприводной | |
| НП72М | насос поршневой | Як-40 |
| АК150ВВ(МДВ,МД2В) | компрессор воздушный | |
| НП25-5 | насос плунжерный | Ил-76 |
| АК150СВ | компрессор воздушный | Т-55, Т-60, Т-72, Т-80, Т-90, БМП-1,2,3 |
| НС43-А | станция насосная | Ил-76МД, Ил-78 |
| НД-24МК | насос-датчик | Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24В, Ан-24Т, Ан-24РВ, Ан-30, Ан-26 |
| НД-25А | насос-датчик | Ту-22М3 |
| НД-32А | насос-датчик | Ту-160 |
| НД-55(Б,В,Ф) | насос-датчик | Су-22, МиГ-23, МиГ-27 |
| НД-86 | насос двойной | Ил-86 |
| НР11Ф2 | насос-регулятор | МиГ-21, Су-15 |
| НР22(Ф,Ф2,Ф2М,Ф2М2) | насос-регулятор | МиГ-21, Су-15 |
| НР31В | насос-регулятор | Су-27, Су-30, Су-33, Су-35 |
| НР44 | насос-регулятор | МиГ-21бис |
| НР59(А,МК) | насос-регулятор | МиГ-29 |
| НР8-2(С,УС) | насос-регулятор | Ту-154Б, Ту-155 |
| НШ18 | насос шестеренчатый | |
| ФН-31А | насос форсажный | Су-27, Су-30МК, Су-33, Су-35 |
| ФН-53 | насос форсажный | Cу-22, Су-17, Су- 24, Су-24К |
| ФН-59(А,МК) | насос форсажный | МиГ-29 |
| ФН-9(А,В) | насос форсажный | МиГ-25 |
| 8Д2.960.000 | агрегат насосный переносной | |
| ГМ 70/210 | мотор гидравлический | Ан-24 |
| ЭЦН-45С | электронасос центробежный | Су-30СМ, Су-34, Су-30М2, Су-35С |
| ЭЦН-14БМ | насос электроприводной центробежный | МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ/У БМ, МиГ-31, Ил-76МД-90А, Ил-78МД-90А, Ил-18, 17МС, Ил-38, Ил-22пп |
| ЭЦН-17 | электроприводной центробежный насос | Бе-200ЧС, Ми-26 |
| ЭЦН-321МК | электронасос центробежный | Ил-78МД-90А |
| ЭЦН-87 | насос топливный электроприводной | Ил-76МД-90А, Ил-78МД-90А |
| ЭЦНР-1А | электронасос центробежный | Бе-200ЧС, Ан-124, Ан-124-100, Ту-160 |
| ЭЦН-89М | насос центробежный электроприводной | Ил-76МД-90А, Ил-78МД-90А |
| ВН | насос водооткачивающий | Бе-200ЧС |
| ЭЦН-105 | насос электроприводной центробежный | Ту-22М3 |
| ЭЦН-311М | насос электроприводной центробежный | Ту-95МС и его мод., Ту-142МК(МЗ) |
| ЭЦН-40 | насос центробежный электроприводной | Ми-26, Ил-96-300, Ил-96-400Т |
| ЭЦН-104В | насос центробежный электроприводной | Ил-22пп, А-100, А-50 |
| ГПНА-303 | гидроприводной насосный агрегат | Ту-160 |
| ЭЦН-19А | насос электроприводной центробежный | Ту-22М3, Ту-95МС и его мод., Ту-142МК(МЗ) |
| ЭЦН-99М | насос | Ту-22М3 |
| 463Б | насос центробежный электроприводной | ПНА-1, 80 МТ, Ту-142МК(МЗ), ВП-021 |
| НП27ТМ | насосная станция | Ми-8МТВ, Ми-17 |
